ju_undin (ju_undin) wrote in ru_lrpg,
ju_undin
ju_undin
ru_lrpg

Category:

Надигровые взаимоотношения мастера и игрока. Этика игрока. Этика мастера.

Много копий сломано по вопросам того, что имеет право делать на игре мастер, а что - не имеет. Что должен делать игрок, а что не должен. И вновь всплывает словосочетание «мастерская этика». Мои размышления на эту тему могут быть спорными. Мое мнение – не истина в первой инстанции.
Для начала давайте договоримся, что речь идет о классической ролевой игре, а не о коммерческой ролевой игре, не  о диагностической психологической ролевой игре, не о деловой ролевой игре.
В начале 90-х годов прошлого века на территории бывшего СССР возникло и бурно развилось это сложное культурологическое явление – ролевые игры. О сути и содержании этого явления споры внутри ролевого движения идут до сих пор, несмотря на то, что ролевые игры активно проводятся более двадцати лет.
У ролевой игры есть один важный устойчивый признак – добровольность.  Мастерская группа добровольно берется за проект, а игроки добровольно в нем участвуют, принимая правила игры, декларируемые мастерами. Эта добровольность – вещь уникальная и позитивная. Без нее ничего не получилось бы.
Но, добровольно принимая руководящую роль мастера, игрок имеет определенные ожидания. Он прекрасно понимает, что без него, игрока, игра не состоится, что именно он строит тот самый пресловутый «хрустальный замок», и что мастер позвал игрока строить этот замок по его, мастера, чертежам. И что мастер будет игрока, как строителя, уважать и понимать.
Мастер, в свою очередь, ожидает, что игрок отнесется к его идеям доброжелательно и с пониманием, а иначе, зачем бы игроку ехать на его игру.
Как построить это взаимопонимание и взаимоуважение на территории игры, когда постоянно что-то случается, в состоянии непрерывного игрового стресса?
За годы в среде ролевого движения оформилось понятие мастерской и игроковской этики. Но прописанные положения мастерской этики мне не встречались. В свое время я попыталась тезисно сформулировать принципы корректного общения игрока и мастера и взяла их на вооружение для своего клуба, а потом годы печального и позитивного опыта заставили их дополнить и расширить. Тем не менее, хотелось бы услышать мнение на эту тему мнение других людей.
Этика игрока
Игровые отношения на жизнь не переносятся.
Игрок соблюдает правила игры не потому, что мастер может поймать его на нарушениях и наказать, а потому что он заранее согласился с этими правилами, когда приехал на игру.
Игрок честно считает хиты, снятые с него и честно умирает.
Общение в игре должно происходить исключительно «по игре».
Бытовые вопросы стоит стремиться или решить до игры, или заранее позаботиться об их переведении в игровой план.
Личная дружба по минимуму должна влиять на принятие игровых решений.
Игроку не стоит спорить с мастером, но он может попытаться убедить мастера спокойным тоном, используя корректные выражения и опираясь на логику.
Если игрок получил неигровую информацию, он должен постараться ею не пользоваться (хоть это и трудно). Игрок должен сделать все возможное, чтобы неигровая информация стала игровой.
Этика мастера
Не отменять решения другого мастера или делать это в случае крайней необходимости. Лучше искать игровое объяснение произошедшему.
Игроки не должны видеть разногласий между мастерами.
Мастер или игротехник не должен выходить в «крутых» ролях.
Мастер и игротехник в роли подчиняется всем правилам игры, может быть заколдован, ограблен, убит и т.п.
Мастер должен быть беспристрастен, объективен и не должен подсуживать «своим» игрокам.
Если игрок нашел в правилах дырку, и использовал ее, мастер не должен отменять эффект мастерским произволом. Для затыкания таких дыт должны быть использованы игровые механизмы.
Мастер помогает игрокам играть, а не властвует над ними.
Мастер и игротехник должен быть как можно меньше заметен.
Мастер не может приказать или запретить игроку делать что-либо, если это не предусмотрекно правилами.
Мастер не имеет право вмешиваться в игровые диалоги с поправками (игрок может специально вводить другого игрока в заблуждение) .
В спорных ситуациях мастер обязан принимать решения, исходя из правил, в том числе он может использовать формальный подход (буквоедство).
В конфликтных ситуациях мастер оставляет за собой последнее слово. Часто игрок не знает многих игровых подоплек. Ему может показаться, что решение мастера несправедливо. С другой стороны мастер или игротехник не может что-либо объяснить игроку, не выдав игровых тайн. Поэтому игрок должен верить мастеру.
Если игра идет без остановки на ночь, МГ должна озаботиться, чтобы у игроков всегда была возможность проконсультироваться с каким-либо компетентным мастером, не оставляя решение вопроса на утро.
Игрок и мастер не должны воспринимать друг друга оппозиционно и «играть против мастера/игрока». И мастер, и игрок – полноправные сотворцы ролевой игры.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments